Метагалактический мегакинопортал
Новые сериалы недели: лихач Джанкарло Эспозито мстит за семью Эми Адамс на простынях — первые промо-кадры из «Ночной сучки» Абсолютно неузнаваемый Дуэйн Джонсон на первом кадре фильма «Машина разрушения» Даже критики не устояли перед Stellar Blade Konami готовит ещё одну презентацию по Silent Hill

Убрать из друзей

Unfriended

VIP-статус

Мокьюментари-хоррор – один из самых невезучих жанров на свете. Скажем больше: в данном жанре был снят лишь один фильм – «Ведьма из Блэр». Его многочисленные последователи трясли камеру, топили картинку в «зерне», но безуспешно – магия уступила место технике. А всё потому, что мокьюментари-хоррор – это не просто форма, а определённый способ восприятия. В нём всё направлено на создание условного правдоподобия особого сорта – присущего городским легендам и «крипипасте».

«Ведьма из Блэр» стала хитроумным иллюзионом и вместе с тем ответом на всякие ревизионистские ужастики вроде «Крика». Примечательно, что фильм оказался не жанровой схемой, как подумали многие, а одноразовой мистификацией. Одно лишь существование подражателей свело на нет пугающий эффект. «Найденные плёнки» затопили кинотеатры всего мира; «курсовые с того света» принялись выходить каждый Хэллоуин. От бойкой камеры стало порядком укачивать.

Сконструировать новый иллюзион на потеху публике взялся не кто иной, как Леван Габриадзе – режиссёр двух частей «Ёлок» и, кхм-кхм, «Выкрутасов». Причём задача перед ним стояла ещё сложнее, чем в своё время перед Дэниэлом Мириком и Эдуардо Санчесом. Они подделывали окружающий мир, а Габриадзе замахнулся на параллельное измерение – Интернет. Монтажёры проделали титаническую работу – рабочий стол школьницы Блэр Лили до красноты в глазах напоминает настоящий. Даже знакомые логотипы оказались в кассу.

Однако соль «Убрать из друзей» вовсе не в «реалистичной» картинке, а в использовании инструментария, который давно стал для нас частью повседневной жизни. Основная драма разыгрывается в «Скайпе» и «Фейсбуке», что создаёт два повествовательных уровня. В видеочате мы наблюдаем за «живой» реакцией героев на происходящее, а в социальной сети – за их внутренним миром. Шумная перепалка с друзьями в «Скайпе» плавно переходит в безмолвное выяснение отношений с бойфрендом в мессенджере; Блэр пишет сообщение и после недолгих раздумий стирает его – новое послание противоположно по смыслу. Этот драматический приём будет использован не раз и не два. Будьте готовы к тому, что «Убрать из друзей» придётся читать не меньше, чем смотреть.

«Скайпом» и «Фейсбуком» карта Сети не исчерпывается. Курсор набредает и на «Ютуб» с «Гуглом», а под финал посещает более экзотичное местечко – порночат. Габриадзе не льстит Интернету и в то же время не пытается выставить его виновником всех бед. Здесь нет ни техногенного гротеска сериала «Чёрное зеркало», ни незатейливого футуризма фильма «Она» – напротив, картина стремится быть максимально близкой к реальности. Иллюзия получилась столь правдоподобной, что до последнего не веришь в сверхъестественное присутствие злого духа – на его месте вполне мог бы оказаться и всемогущий хакер.

Однако это вовсе не значит, что авторы «Убрать из друзей» лишь воспроизвели киберпространство. Настоящая целевая аудитория фильма – сетевые тролли и прочая мелкая живность, которая в анонимной среде развелась как кишечная палочка. Вот уж у кого точно должны затрястись ложноножки при виде бесчинств мстительного призрака. Причём пугает не запредельная жестокость («Пункт назначения» бьёт её не глядя), а потрясающая «прозрачность» Интернета. Не нужно быть с того света, чтобы провернуть большую часть показанных в фильме трюков. В конце концов, в фабуле «тинейджеры под колпаком у привидения» лишь последнее слово с предлогом являются вымыслом. Первые давно стали суровой реальностью.

Каким бы инновационным ни был хоррор, по своей сути он остаётся консервативным жанром. Персонажи едва высовываются из архетипов, а пресловутые сцены жестокости являются общим местом для подростковых слэшеров. Так уж повелось, что чем свежее концепция, тем сильнее фильм налегает на проверенные клише.

Но если уж что и погубит «Убрать из друзей», то явно не это. Скорее уж его постигнет проклятие других прорывных ужасов – финансовый успех. Для таких лент нет прибора страшнее ксерокса. Одно из следствий «золотой лихорадки» мы можем увидеть уже сейчас – фильм идёт в кинотеатрах, хотя просто создан для просмотра на портативных устройствах. Помнится, в одном из интервью Бекмамбетов обещал, что если «Убрать из друзей» (тогда ещё Cybernatural) не возьмёт ни один прокатчик, то кино просто-напросто выложат в Сеть. Деньги наступили на горло искусству – Интернет вполне мог бы обессмертить фильм и сделать из него живучий вирус, который с лёгкостью заполонил бы все видеохостинги. Однако лавры новой «Ведьмы из Блэр» было решено перевести в твёрдую валюту. Вера в деньги пока сильнее, чем вера в Интернет после смерти.

Впрочем, вышесказанное не отменяет того, что текущий год порядком встряхнул мокьюментари-хоррор в российском прокате. Ужасы прилетели откуда не ждали – из Новой Зеландии («Реальные упыри»), а теперь из творческих лабораторий «Базелевса». Первую ленту мы проводили дружным хохотом, а вторая дерзнула испортить если не сон, то очередной сеанс сетевого «сёрфинга».

Уж лучше б сон, честное слово. Спят ведь нынче и то меньше.

Обсуждение рецензии
22 комментария
Поделиться:
Филипп Вуячич
19 июля 2015

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
56%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
17Лазер-шоу «Три дебила» – 622: «Майор Гром: Игра», «Атлас», «Каскадёры», обзор «Вызова», мстящая Джессика Альба
 
0Ноль кадров в секунду – 528: Битва за фансервис
 
 
1ЕВА – 583: Джентльменское приседание на лицо
 
1Телеовощи – 550: Склад Бондарчуков
 
0Ноль кадров в секунду – 528: Битва за фансервис
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 621: «Претенденты», провал «Каскадёров», «Марс Экспресс», «Дом у дороги 2», новая «Планета обезьян»
 
0Ноль кадров в секунду – 527: Два кубика чая
 
 
5ЕВА – 582: Истинное учение о попаданцах
 
0Телеовощи – 549: Много финалов
Ещё

Новые комментарии